Воскресенье, 28.04.2024, 23:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Июль » 13 » Полная версия материала
08:40
Полная версия материала
Будет ли продолжена работа в направлении, которое можно условно обозначить как «экологичный город»?

Экологическая ситуация в Одинцово:

«ухудшение нежелательно, улучшение проблематично»

2 вариант: Одинцово – экологическая политика или политическая экология

 

Программа «Экополиса», о которой простые граждане уже благополучно забыли, казалось бы, подходит к концу. Что дальше? Будет ли продолжена работа в направлении, которое можно условно обозначить как «экологичный город»? Мы решили проанализировать изменения экологической обстановки в районе, произошедшие за последнюю «пятилетку». Тем более что тема экологии, которая была поставлена во главу угла еще на этапе разработки концепции «Экополиса Одинцовского», особенно актуализировалась в ситуации с глобальным загрязнением BP Мексиканского залива. На локальном уровне, как выяснилось, проблемы иные. Они будут озвучены в официальном отчете председателя Комитета по охране природы Ольги Волошиной 30 июня.

 

«Сегодня 1,1 миллиард людей не имеют доступа к питьевой воде, 2,6 миллиардов живут в антисанитарных условиях, более 800 миллионов безграмотны и 1,02 миллиарда голодают, вот глобальный сценарий. А сейчас причина, в чем же причина этого?????»

Из речи Уго Чавеса в Копенгагене


В России к экологии отношение двоякое - мы хотим быть заодно с Западом в «продвинутости» технологий, которые позволяли бы снижать выбросы. Это раз. Мы не имеем для этого ни производственных мощностей, ни соответствующей инфраструктуры и квалифицированных специалистов (и по этому показателю все еще принадлежим к развивающимся странам). Это два. Наконец, на мой взгляд, мы все еще не можем на государственном уровне перераспределять полномочия  - поэтому вдруг становится известно, что если ведется незаконная застройка в охраняемых зонах, то разбираться в этом вопросе дело не Росприроднадзора, а местных властей (которые сами же и принимают часто губительные для природы решения). А когда приходишь к местным властям, выясняется, что многие вопросы не в их компетенции, потому что федеральный закон 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничивает их полномочия. В общем, остаются лишь извечные русские вопросы - кто виноват и что делать?

Законность действий муниципалитетов, как заявил глава Росприроднадзора Владимир Кириллов еще в феврале в одном из отчетов, в случаях, когда возникают сомнения  относительно правомерности распоряжения землей и прочими ресурсами, расследует  прокуратура. Она же в дальнейшем обращается в Росприроднадзор с поручением провести внеплановую проверку.  Всего, как отметил  Кириллов, Росприроднадзор за 2009 год провел 10262 плановых проверки и 10179 внеплановых.  А еще ведь есть Министерство природных ресурсов со своими полномочиями!

Данные по России: «За минувший год явно возросло количество штрафов для предприятий, больше половины из 5000 судебных дел Росприроднадзор выиграл у нарушителей. Количество выбросов уменьшилось на 25 % (то есть 5,4 млн тонн), а сбросов – на 12 %. Под контролем отдельные предприятия-загрязнители – например, ОАО «Архангельский  целлюлозно-бумажный комбинат». ОАО «РЖД», компенсируя свою «антиприродную» деятельность, высадило деревья в Сочи. Есть нарушения и в зоне строительства олимпийских объектов – по ним и вовсе действуют десятки рабочих групп и комиссий.  Самыми «горячими точками», то есть экологической «группой риска» объявлены шельфы морей, трубопроводы «Нордстрим» и «Южный поток». По словам Александра Малышевского, председателя Общественного совета при Росприроднадзоре, сегодня мы вполне можем выйти на страхование рисков, проводить достроительные экспертизы, подписывать соглашения с аудиторской палатой и организовывать независимый аудит. Есть и Высший Совет по местному самоуправлению, с которым федеральные структуры уже вышли на связь. Но, похоже, обратной связи не получили.

У нас в стране скопилось до 90 млрд кубов твердых бытовых отходов. Куда их утилизировать? На местном уровне, пожалуй, не ответит никто.  Если смотреть широко – в мировом масштабе, то здесь, возможно, результат принесет меморандум, заключенный Росприроднадзором с ЮНИДО, экологическим крылом ООН. Правда, многие смотрят и на этот союз довольно скептически. Мол, опять мы покупаем зарубежные технологии и адаптируем их под Россию. Хотя можно сказать, что «подключение России к международным стандартам» вынудит власти и бизнес предпринимать соответствующие усилия в таких областях, как энергоэффективность, например. 

Тема экологии в Одинцове сама по себе заезжена. С появлением в 2004 году концепции Экополиса в районе стали уделять этому направлению повышенное внимание – особенно в ключе привлечения инвестиций и экообразования для школьников. Помню, как мы, будучи старшеклассниками-управле>нцами, ходили на субботники – собирать листву вокруг здания администрации, а кто-то даже наряжался олененком Олежкой и ежом Лизонькой. В общем, повеселились на славу, сажали деревья, цветы, благоустраивали район. Конечно, далеко не всем амбициозным планам Главы и активистов, принимавших участие в разработке концепции, суждено было сбыться. Но все они подробно были изложены в объемной книге под названием «Природа Одинцовского края», выпущенной еще в 2004 году. В составлении книги, богатой иллюстративным и статистическим материалом, приняли участие ученые-экологи, сотрудники Звенигородской биологической станции им. С.Н. Скадовского, общественные организации экологической направленности (например, центр «Турист»), действующие в районе, а также представители администрации в лице председателя Комитета по охране природы Ольги Волошиной. Здесь весьма подробно рассказано о флоре и фауне Одинцовского района, почвах, реках, охраняемых зонах, усадьбах, в которых останавливались и жили известные деятели культуры – Грибоедов, Пушкин, Чехов, Брюсов, Чайковский… Отдельный раздел был посвящен бизнесу и экономике района, где говорилось о том, что будут организованы специальные конкурсы для предприятий, снижающих выбросы в атмосферу и строящих свой бизнес на основе энергоэффективности.  Особое внимание решили уделить и качеству жизни в районе, однако, к слову, социологическое исследование было проведено недобросовестно – в качестве бесплатной рабочей силы привлекли школьников, которые, естественно, не распространяли анкеты среди респондентов, а сами заполняли их дома (добросовестные отличники вроде меня штук 20 тогда раздали по знакомым родителей, остальные 30 заполняли всей семьей). Поэтому не удивительно, что результаты данного исследования не отражали существующего положения вещей.  К счастью, сегодня  исследование биоразнообразия в районе и проведение экологического мониторинга доверяют профессионалам – сотрудникам химического и биологического факультетов МГУ.  

Так, данные о биоразнообразии,  полученные опытным путем при исследовании природы Звенигородских лесов студентами биофака МГУ, ученые решили экстраполировать  на весь район. Несмотря на не самые лучшие по сегодняшним меркам условия, студенты честно отрабатывали на станции свою летнюю практику, поэтому никакой «халявы» при сборе уникальных экземпляров одинцовской флоры и фауны не было. Выпускница биофака МГУ, аспирант ИБГ РАН Ксения Куликова, побывавшая в последний раз на станции как раз в 2004 году, делится своими впечатлениями: «Ну, где бы я еще училась различать растения, рыб, определять по голосу птиц? То есть  это едва ли не уникальная возможность получше узнать окружающую нас природу, плюс ко всему, довольно грамотный преподавательский состав, умеющий заинтересовать слушателя.  Трудно оценить станцию как научную базу - что про нее особо расскажешь? Инфраструктура была на тот момент не очень хорошая, старые микроскопы, все довольно ветхое, но, говорят, после пожара ряд зданий был отстроен заново. Дело в том, что это была так называемая «полевая практика», что подразумевает некоторые лишения и скромный арсенал оборудования. Согласно этим представлениям, все было неплохо. Учебные здания близко к жилым, была столовая, душ работал редко, много занятий на природе: идем собирать растения, смотреть животных.  Но довольно неудобно было обрабатывать результаты практической работы: поскольку не было компьютеров, мы использовали старенький компьютер одной из преподавательниц». В этом году станции исполняется 100 лет, однако ничего особо не изменилось по части технологического оснащения этой исследовательской базы (компьютеры, правда, все же появились). На мой вопрос «А как там у вас?» директор биостанции Валерий Гаврилов сначала сказал, что буквально на днях заехал очередной поток студентов, а потом поделился переживаниями: «Ситуация, конечно, изменилась и продолжает меняться, но, к сожалению, медленнее, чем мне хотелось бы». Действительно, было построено несколько новых зданий, но так как у нас в лучших традициях не принято финансировать науку, большинство серьезных исследований проводятся на гранты западных фондов.

При всем этом, как утверждает Ольга Волошина, по сравнению с другими районами Подмосковья, наш – «один из самых чистых и благоустроенных». Хотя многие граждане и не видят в этом особой заслуги администрации. Как в шутку предположила одна моя знакомая: все это потому, что ветер дует с запада. Но, на самом деле, если отталкиваться от имеющихся данных, загрязнение воздуха такого уровня, как в Лыткарино, например, Одинцовскому району не грозит хотя бы потому, что у нас нет такого количества производств и вообще предприятий с вредными выбросами. Те, что есть, уже давно «вышли из тени» и, по словам Ольги Волошиной, «работают в рамках закона и санитарных норм».

Что касается предприятий из «черного списка», то наиболее «показательными»  стали закрытия в начале 2000-ых гг. складов ядохимикатов Голицынской птицефабрики и МАП «Спецавтохозяйство». С тех пор таких же «громких дел» в районе не было. «Экологическую катастрофу» в 8-ом микрорайоне (которая по своим масштабам «катастрофой» называться никак не может) постепенно удается ликвидировать (предотвратить не удалось, отмечает Ольга Волошина, из-за проблем с ливневкой).

Сами мы «Местные»

 Как соглашаются со мной активисты движения «Местные» Станислав Бышок и Ратмир Абашев, для Одинцовского района сегодня более актуальна проблема землепользования.  Движение сейчас возобновило свою активность в районе: Ратмир Абашев уже начал встречаться с молодежью в училищах и школах, показывать образовательные фильмы на экологическую тематику, рассказывать о том, как можно совместными усилиями защитить природу от антропогенного воздействия. В июне «Местные» высадили липовую аллею неподалеку от ОГИ, а также хотели устроить акцию «Чистый берег», но потом почему-то решили перенести ее в Сергиев Посад. Тем не менее, экология «движения молодых политических экологов» имеет прямое отношение к политике. По мнению активистов, эти два направления (экология и политика) имеют много общего в том плане, что требуют от участников «процесса» ярко выраженной гражданской позиции. С этим трудно не согласиться. Однако лично мне было не ясно, почему в Одинцовском районе активисты решили сосредоточиться на сугубо образовательной и просветительской деятельности. У Станислава быстро нашелся ответ: в аналитическом докладе Министерства экологии и природопользования Московской области за 2009 год (где отражены результаты 2008 года) Одинцовский район даже не упоминается - довольно чистый. Опыт работы с молодежью у «Местных» есть, да и цель самой организации - обогатить знаниями об экологии именно молодежь. Минувшей осенью «Местные» проводили в Дмитровском районе «Урожай-2009» - трудовой лагерь для детей из неблагополучных семей - там они собирали морковку, получали зарплату, слушали лекции, а по вечерам общались и отдыхали в кругу своих ровесников.  Тогда-то активисты движения и поняли, что в качестве призов и памятных подарков одной только футболки или блокнота с символикой организации недостаточно. Потому решили на будущее устраивать экологические  экскурсии  - например, «встречи с живыми лосями». Лоси, судя по всему, будут «специально обученными» человеческому языку и достаточно добрыми, чтобы «установить безболезненный контакт с ребенком». Таких, говорят, много не только на Лосином острове. По данным Ольги Волошиной лоси и кабаны осуществляют «транзит» через одинцовские леса. И главная задача экологов сегодня – это сохранение свободной миграции  диких животных.

Однако, очевидно, что есть теория (мониторинг, статистика и прочее) и есть практика – сегодня не только в Одинцове, но и по всей стране, экология и природопользование до сих пор висит ношей на плечах общественных организаций вроде Зеленого Креста, Фонда Защиты дикой природы и местных (чаще всего детских и молодежных) объединений. «Чехарда» с полномочиями местных и федеральных властей приводят ко все новым Речникам, а землепользование больше волнует власти в ключе застройки, то есть даже не развития сельского хозяйства. На момент старта Экополиса в 2004 году район занимал первое место по развитию сельского хозяйства в области. А более 20 лет назад (в 1986 году) в районе насчитывалось 42328 га земель сельскохозяйственного назначения (из них только 3925 га, то есть 9.27 % занимали приусадебные земли и постройки). Что изменилось сегодня, какие приоритеты в землепользовании и природоохранной деятельности стоят перед районом?

«Я бы охарактеризовала ситуацию в районе как стабильную. Потому что ухудшение не желательно, а улучшение проблематично», - продолжает Ольга Волошина. На мой недоуменный взгляд она комментирует: главные угрозы сегодня – это увеличение единиц автотранспорта,  рост плотности населения, низкая экологическая культура  людей, мусорящих вдоль дорог. Согласно готовящемуся отчету, максимальная относительная плотность населения и наивысший показатель демографического воздействия отмечается в городских поселениях Одинцово и Заречье (2090 чел/ км2 и 1900 чел/км2). Таким образом, в одном только Одинцове за год образуется 3000 т отходов, в Заречье – 2850. «А как насчет почв? - интересуюсь я, - дачники могут выращивать на своих придорожных участках зелень и без опаски есть ее?». Как выясняется, в радиусе 20 метров от главных дорог района – Минского и Можайского шоссе – лучше все-таки не рисковать и не выращивать зелень. «Удаление на 50 метров от дороги уже снижает степень загрязнения почвы в 4 раза, удаление на 125 метров – в 7 раз, а загрязнение воздуха на 70 %», - говорится в докладе Ольги Волошиной. Кстати, уменьшить загрязнение воздуха способно и «зеленое кольцо» из деревьев – так, исследования близ поселка Раздоры на Рублево-Успенском шоссе показали, что лесной массив протяженностью в 3 км, отделяющий населенный пункт от дороги, способен снизить загрязнения почв в шесть раз, атмосферного воздуха в два раза (поэтому в районных лесопарках проводятся компенсационные посадки деревьев). На мое возражение о том, что, к сожалению, колоссальная застройка на Рублево-Успенском шоссе уже давно «избавила» жителей от обилия лесных массивов, руководитель комитета подчеркнула, что, в целом, экологическая ситуация на Рублевке ничем не отличается от общей ситуации по району и застройка не нарушает, таким образом, ни экологического баланса, ни действующего законодательства.  Ну что ж, видимо, жертвовать будущим (экологией) во имя настоящего (денег) нам не впервой. Отчасти это доказывает и ситуация с вывозом отходов – получается, что такие вопросы решаются на уровне «еще местнее» - то есть городских поселений, а там вечно – то нет времени, то денег на контейнеры, то желания. На самих людей-добровольцев в уборке мусора надежды мало. К счастью, есть хотя бы общественные организации, готовые провести разовые «чистки».

Подводя итоги: и снова Экополис. Как утверждает Ирина Котова, курирующая  в администрации «Одинцовский Экополис», сама эта концепция все-таки никуда не ушла – просто люди перестали помнить ее именно под этим именем. Во всяком случае, от «старого» Экополиса сохранилась его детская версия с ежегодными конкурсами и проведение экологических праздников наподобие Дня Земли. Но, как говорят сотрудники администрации, все действия муниципальных властей подчинены этой концепции и должны с ней согласоваться. Иными словами, на мой взгляд, вся эта изначальная шумиха с разработкой концепции «Экополиса» была просто традиционной политической акцией, к которой обычно прибегают любые вновь пришедшие власти, заинтересованные в развитии региона. И этой концепции дали оригинальное имя, хотя она вполне могла называться «стратегия развития района» и ничем бы не отличалась от стратегий развития других территорий. Стоит признать, однако, что достижением концепции стало выделение в Одинцовском районе 15-ти особо охраняемых природных территорий местного значения, на которых отныне запрещена любая застройка – и эти территории составляют 12 % от общей площади района.  

Анна Леонова    

Категория: Новости | Просмотров: 871 | Добавил: postrove | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Друзья сайта

  • Животные комиксы спортивный защищены.
  • Покрытия круговорот dhtml-меню.
  • объединенных человека отделение ювелирные хрусталь.
  • шрифтов: adrianna мероприятиях.
  • Olchanowskiego драматическом искусство партнер: социальные.