Понедельник, 29.04.2024, 14:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Категории раздела

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Апрель » 7 » Мимика и жесты...Учимся психологии.
08:31
Мимика и жесты...Учимся психологии.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖЕСТОВЯзык жестов и телодвижений - способ общения, который может стать доступным и понятным всем, кто прочтет эту книгу. Изучив позы, жесты, мимику, вы сможете лучше понять окружающих людей, узнать об их истинном отношении к вам, их скрытых склонностях и подлинных намерениях. Умело применяя язык жестов, вы будете легко общаться с людьми, сможете установить более тесные и доверительные отношения с близкими, родными и коллегами по работе. Секреты языка жестов станут надежными подспорьем на пути к семейному счастью и карьерному успеху.

Содержание
ВСТУПЛЕНИЕ
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ
Мимика
Визуальное взаимодействие (контакт глаз)
Пространственная организация (дистанция) общения
Временная организация общения
Прикосновения, или тактильная коммуникация
Жесты
Пантомимика
Глава 2. КАК ЧИТАТЬ ЖЕСТЫ
СИГНАЛЫ ГЛАЗ
СИГНАЛЫ МИМИКИ
СИГНАЛЫ ТЕЛА
Жестикуляция тела
Позы и движения
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЖЕСТОВ
Жесты защиты
Жесты скуки
Жесты нервозности, тревожности
Жесты доверия
Жесты силы, уверенности в себе
Жесты оценки
Жесты лжи
Жесты хорошего настроения
Жесты открытости
Жесты плохого настроения
Жесты гнева (злости)
Глава 3. ЖЕСТОВОЕ ОБЩЕНИЕ ГЛУХИХ И НЕМЫХ. ДАКТИЛОЛОГИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКОВ
РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ
Разговорная жестовая речь
Особенности лексики разговорного жестового языка
Калькирующая жестовая речь
Причины и способы борьбы с недостаточным развитием речи
Глава 4. ЖЕСТЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
РОЛЬ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
КУЛЬТУРА НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ГАРМОНИЧНОСТЬ СОЧЕТАНИЯ ЖЕСТОВ И РЕЧИ
ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
Глава 5. ОСНОВЫ ИСКУССТВА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ВНЕШНИЙ ВИД - ЗАЛОГ УСПЕХА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ
Язык тела и движений
Жестикуляция
Особенности телевизионного выступления
Глава 6. ЖЕСТЫ И ЭТИКЕТ
Руки как инструмент общения
Знакомство и представление
Поведение на улице
Поведение в транспорте
Поведение в помещении
Если вы курите
Поведение в общественных местах
В ресторане, кафе
В театре, музее, на выставке
На пляже
На стадионе
В храме
Семейные отношения
Поведение дома
Поведение в гостях
Жесты делового этикета
Глава 7. СПЕЦИФИКА РУССКИХ ЖЕСТОВ
СИМВОЛИКА ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ
АВТОНОМНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖЕСТОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ РУССКИХ ЖЕСТОВ
Жесты-информаторы
Жесты-регуляторы
Жесты состояний
Глава 8. СПЕЦИФИКА ЖЕСТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ И НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
РАЗЛИЧИЕ РИТУАЛОВ ПРИВЕТСТВИЯ
РАЗЛИЧИЕ КОМПОНЕНТОВ ОБЩЕНИЯ
Специфика пространственной организации общения
Специфика визуального взаимодействия (контакт глаз)
Специфика мимики
Специфика интерпретации жестов
РАЗЛИЧИЕ КУЛЬТУР ПОВЕДЕНИЯ
Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА
СПЕЦИФИКА УСЛОВНОЙ СВЯЗИ УЗКИХ ГРУПП ЛЮДЕЙ
Особенности жестового общения военных
Жестовый язык аборигенов
ЖЕСТЫ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ
ЖЕСТЫ КАРМАННИКОВ
ЖЕСТЫ В СФЕРЕ ИСКУССТВА
Пластика танца
Жесты в музыке и философии
Глава 10. КУЛЬТОВЫЕ, РИТУАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
ТЕОЛОГИЯ О СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА и ВСЕЛЕННОЙ
Человеческое тело с точки зрения теологии
ЖЕСТЫ В ИСКУССТВЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЗНАНИЕМ
Базовые движения ТЕНСЁГРИТИ
Магические и религиозные жесты
Жесты медитации
ОБРЯДОВЫЕ ЖЕСТЫ
Обрядовые жесты русского народа
Обрядовые жесты народов мира
Глава 11. ЖЕСТЫ УХАЖИВАНИЯ и ЛЮБВИ
ИСКУССТВО НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПОЛОВ
Секреты и приемы обольщения
Сигналы тела в технике знакомства
МОДЕЛИ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Зрительный контакт
Копирование жестов и прикосновения
Поцелуи
Объятия и позы
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ
Жесты и тактильная коммуникация как ключ к взаимопониманию
Глава 12. ЖАРГОННЫЕ И АСОЦИАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
ЖЕСТЫ НАРКОМАНОВ
ЖЕСТЫ АЛКОГОЛИКОВ
ТЮРЕМНЫЕ И БАНДИТСКИЕ ЖЕСТЫ
АСОЦИАЛЬНЫЕ И ВУЛЬГАРНЫЕ ЖЕСТЫ
Глава 13. КАК ОВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОМ ЖЕСТОВ
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ
ТРЕНИНГ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ
Занятие первое
Занятие второе
Занятие третье
Занятие четвертое
СПОСОБЫ ОВЛАДЕНИЯ ЖЕСТАМИ
Упражнение на проработку жестов в ситуации с определенным “настроением”
Упражнение с эмоционально окрашенными жестами
Упражнение на развитие внутреннего жеста
Упражнения на развитие пластики
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ
Глава 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ № 1 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
ТЕСТ № 2 ВАС ВЫДАЕТ МАНЕРА СМЕЯТЬСЯ
ТЕСТ № 3 РАСПОЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭМОЦИИ
ТЕСТ № 4 О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЖЕСТЫ И МИМИКА
ТЕСТ № 5 СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ ВАШИ ЖЕСТЫ ТОМУ, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ
ТЕСТ № 6 ВАША КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ
ТЕСТ № 7 РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ




------------------------->-------------------------------------------------->-----



ВСТУПЛЕНИЕ

Общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем,— это язык телодвижений, который мы используем каждый миг нашей жизни. Еще язык телодвижений называется невербальным способом общения (в отличие от вербального — словесного), или языком жестов.

С научной точки зрения “жест — любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию”. “Жестов язык — система знаков, осуществляемых условными жестами и используемых для языкового общения наряду со звуковой речью или взамен ее. Употребляется народами первобытной культуры, а также развитой культуры в условиях многоязычья, в связи с древними бытовыми обрядами, а также при немоте”. “Жест — действие, которое посылает визуальный сигнал наблюдающему”.

Посмотрим на первые жесты маленького, только что родившегося человечка. Малыш как раскрытая книга, он еще не умеет скрывать свои чувства, подобно взрослым, поэтому все его жесты — говорящие, надо только внимательно наблюдать. Вот первые рефлексы: мама нечаянно стукнула по кроватке — малыш вздрогнул; когда внезапно вытягивают пеленку из-под ребенка — он резко опускает ручки, если мама проводит пальцем по его ладошке — сжимает пальцы; если малыша взять за туловище под руки в вертикальном положении и опустить так, чтобы хотя бы одна ступня коснулась пола, то соответствующая конечность сгибается, а другая выпрямляется — возникает автоматическая ходьба. Немного позднее малыш более явно выражает свои чувства: если ритмично закрывает и открывает рот, он спокоен, если во время еды гримасничает, то считает пищу горькой, кислой или соленой, если “косит” глазами, значит, его утомило наблюдение за яркой игрушкой, если улыбается и радостно болтает конечностями — то доволен и т. д.

Взрослые люди владеют своим телом и умеют скрывать свои чувства, кто хорошо, кто плохо, но все без исключения дополняют свою речь жестами. И не только тогда, когда в силу немоты, возраста или болезни не могут говорить. Невербальный язык может иногда выразить (или скрыть) даже большую информацию и в более эмоциональном варианте, чем речь. Делается это как непроизвольно — жесты ликования, отчаяния, безнадежности, неожиданного удивления и многие другие,— так и вполне осмысленно, для того, чтобы подчеркнуть ту или иную озвученную мысль или же, напротив, чтобы не выдать своих истинных чувств.

Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого. Вот встречаются на людях двое влюбленных, молчат или говорят обычные фразы, но их взгляды, жесты даже не говорят, а кричат о любви. Только этот крик не слышен окружающим. Блестят глаза, розовеют щеки, улыбка растягивает губы, подрагивают руки, тела тянутся друг к другу — только слепой не поймет этого! Или вы обсуждаете с коллегами какую-нибудь проблему и вдруг понимаете, что ни одну из точек зрения не считаете правильной. Однако свое мнение в силу разных причин вы не решаетесь высказать и начинаете автоматически убирать невидимую нить или пушинку со своей одежды, смотреть при этом не в глаза коллегам, а куда-то в пол. Это жест неодобрения, осуждения, который, не желая того, вы исполнили. Если бы в этот момент рядом с вами оказался человек, понимающий язык жестов, он бы однозначно “прочитал” ваш молчаливый ответ.

Некоторые профессии предполагают виртуозное владение своим телом и языком жестов. Например, профессия актера, танцора. Наблюдая за артистами балета, можно только удивляться и поражаться, насколько выразительны и пластичны их движения, их язык жестов. Все понятно без слов. А артисты театра, кино? Игра различными актерами одной и той же роли — наглядный пример того, как при одном и том же тексте создаются столь разные образы. У каждого актера своя индивидуальность, свой язык жестов.

Существуют и другие жестовые языки: дактилология (ручная азбука) — язык для глухонемых; жаргонные и асоциальные жесты, с помощью которых общаются криминальные и асоциальные личности; культовые и обрядовые жесты, которые используют в различных ритуалах; жестовые языки первобытных народов, применявшиеся, например, на охоте, чтобы не спугнуть животных; семейные и групповые языки — жесты, применяемые только в данной семье или группе единомышленников.

Язык жестов мы можем наблюдать не только у людей, но и у братьев наших меньших — животных. Можно любить животных или нет, но отказать им в выразительности не сможет никто. Любящий хозяин иногда достигает со своим домашним животным удивительных высот взаимопонимания. А сколько примеров взаимопонимания у диких животных и людей, ухаживающих за ними, можно наблюдать в зоопарках и цирках. Мимика и жесты дают возможность людям и животным понимать друг друга, часто совместно выполнять сложную работу. Наши далекие предки тоже не были лишены возможности общаться между собой с помощью мимики и жестов. Достигнутое таким способом взаимопонимание дало им возможность соединиться в сообщества разных ступеней сложности, выжить и развиться до современного состояния.

На первый взгляд жесты не представляют собой ничего сложного. Действительно, многие жесты понятны на интуитивном уровне: отрицая что-либо, человек качает головой из стороны в сторону; пугаясь, поднимает брови и широко раскрывает глаза; горюя, сутулится. Но существует множество жестов, которые невозможно понять без специального изучения. Приехав в чужую страну и увидев знакомый жест в исполнении аборигенов, вы расшифровываете его согласно своей национально-культурной традиции, однако жест может иметь совсем иной смысл, нежели вы ему приписали. Например, в России поднятый вверх большой палец руки означает похвалу, “отлично”, а в Бангладеш — желание поразвлечься с женщиной. Или, увидев на лице знакомого улыбку, вы думаете, что он доброжелательно к вам настроен, но если вы внимательно приглядитесь к верхней половине его лица и не заметите, что после расширения глаз происходит их кратковременное прищуривание, то улыбка — фальшивая.

Изучение различных средств невербального общения (позы, жестов, мимики, временно-пространственной организации общения) поможет вам понять не только окружающих людей, но и себя. Зная и умея применять эти навыки в невербальном общении, вы будете легко и приятно общаться с другими людьми. Мы надеемся, что наша книга поможет вам в этом.



Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА ЖЕСТОВ

Что первично: разговорный язык или язык тела? Ученые до сих пор спорят по этому поводу. Речь — специфически человеческая форма общения, но реконструировать предпосылки и основные этапы ее возникновения и развития помогло изучение коммуникативных систем приматов.

Все гипотезы происхождения речи, выдвинутые на протяжении сотен лет, можно разделить на две большие категории. К первой относятся гипотезы, говорящие о происхождении речи от звукоподражания, имитации звуков, производимых при орудийной деятельности, жестикуляции ртом, при которой движения языка, губ и челюстей имитируют движения рук, плеч и других частей тела, детского лепета. Вторая категория — гипотеза жестов, согласно которой начальным средством сознательной коммуникации были жесты, а устная речь возникла позднее. Существует и гипотеза Уошбёрна (1968), которая объединяет обе категории. Согласно ей основу в развитии речи составила вокализация, но жест был обязательным вспомогательным элементом в этом процессе. Одним из важных переходных жестов был указательный жест, связанный со звуковыми сигналами.

С 70-х годов XX века накоплен большой материал по поведению приматов. В изучении коммуникации приматов сосуществует два подхода — наблюдение за поведением обезьян в естественных условиях обитания и экспериментальный подход, который заключается в обучении обезьян знаковым системам человека.

Среди визуальных форм общения приматов выделяют мимику, позы и жесты. Мимика — это выразительная стереотипная реакция мускулатуры лица и головы, жесты — движения, выполняемые передними конечностями, позы — статические и динамические элементы, выполняемые туловищем, головой и задними конечностями. У всех представителей обезьян, и высших и низших, преобладают мимические движения. Количество жестов и поз гораздо больше у представителей высших обезьян. Функции мимики используются как в агрессивном контексте поведения (открытый рот, угроза бровями), так и в буферном — для предотвращения и торможения агрессии. Например, клацанье и чмоканье у особей более низкого ранга выражают подчинение. У некоторых видов приматов иногда отмечаются элементы дружелюбного поведения: игровое лицо, губы раструбом, вытягивание губ.

Позы приматов связаны с более архаическими формами группового поведения, такими как установление системы подчинения. Это подходы и отходы, демонстративные агрессивные элементы, подставления. Например, при агрессивной взаимной демонстрации самец-павиан делает выпад телом в направлении другого самца, сопровождая выпад ударом руки о землю и агрессивной мимикой. Позы, как самые примитивные среди визуальных форм общения, представляют собой как бы каркас для развития более тонких форм общения, таких как мимика и жесты.

Среди форм визуальной коммуникации наиболее дифференцированы жесты, они выполняются в различных контекстах поведения. В игре эмоциональность приматов может выражаться хлопаньем в ладоши при виде партнера, в приглашении к игре. Есть жесты указательные, жесты демонстрации, жесты отстранения (предотвращают агрессию), дружелюбные жесты (протягивание рук, жесты-просьбы).

Число ручных жестов (тактильной формы общения) значительно больше у представителей высших обезьян (шимпанзе), чем низших (макак, павианов). Контексты использования ручных жестов относятся к дружелюбному и половому поведению. Касание — наиболее типичный элемент общения у низших обезьян, выражающий покровительство и дружелюбное отношение, то есть иерархический статус особи и степень агрессивности. У высших обезьян наиболее развиты касания рукой и пальцами. Элементы полового поведения у всех видов: контакты пенисом, покрывания, касания рукой ано-генитальной области. К контактной агрессии относятся толкания, удары, укусы, борьба. Но это, как правило, конечные звенья цепи развертывания агрессии. Чаще встречаются элементы игровой борьбы. К элементам общения, связанным с маркированием территории и особей секретом специфических желез, относятся взаимное обнюхивание, обнюхивание тела самки и др.

Обычно общение приматов — это комплекс различных элементов. Например, сначала пристальный взгляд, затем подход, протягивание руки и дружелюбный контактный звук. Наиболее часто комплексы связаны с агрессивным контекстом поведения. Скорее всего подобные комплексы возникли одними из первых в филогенезе приматов и говорят об агрессивности межвидовых контактов. Затем появились смешанные комплексы из агрессивных и дружелюбных элементов, а позднее — дружелюбные комплексы коммуникации. Наибольшее разнообразие дружелюбных комплексов отмечено у представителей высших обезьян. В комплексы входят и акустические сигналы, что представляет большой интерес в связи с проблемой происхождения звуковой речи у человека.

Пример подобного (агрессивного) комплекса у макак: агрессивный акустический сигнал, пристальный взгляд, открытый рот, движение ушей и бровей, жесты замахивания, демонстративная поза.

Можно предположить, что тенденции в развитии систем коммуникации у приматов усилились на ранних этапах антропогенеза. На стадии австралопитековых и человека умелого (Homo habilis) происходило дальнейшее развитие предпосылок развития речи. Одним из толчков было освобождение рук и возрастание роли жестов в общении. Усложнялся и увеличивался жестовый репертуар общения особей в группе. Ослабление жесткой иерархии привело к индивидуализации поведения, что тоже вело к расширению спектра общения. Этот период характеризовался все нарастающей способностью к обмену поведением (подражание). В процессе возникновения речи жесты играли вспомогательную роль, так как это единственная форма общения на этом уровне коммуникации, которая помимо эмоциональной нагрузки могла нести знаковую функцию. В этот же период начал систематически использоваться указательный жест. Надо заметить, что у детей указательный жест развивается в двенадцать с половиной месяцев, то есть до появления членораздельной речи. Сходные жесты наблюдаются и у детенышей шимпанзе.

Все большее развитие получали дружелюбные контактные звуки, функции которых от простой переклички, выражения симпатии и приветствий усложнялись до функции социального общения во время каких-либо совместных действий. Жесты и акустические сигналы у австралопитековых продолжали развиваться в комплексе с мимикой, позой, ручными жестами. Усиливались взаимосвязи и между элементами визуального общения: мимикой, позой, жестами. Скорее всего на этом этапе появились первые звукосочетания и комбинации звуковых сигналов в рамках комплексов коммуникации. Постоянное употребление мяса животных австралопитеками в отличие от других обезьян, которые, как правило, жили на деревьях и питались преимущественно растительной пищей, способствовало их ускоренному развитию. Мясная пища оказывала большое влияние на развитие мозга австралопитеков, так как усиливала его кровоснабжение.

На стадии человека прямоходящего (Homo erectus) идет интенсивный рост областей, расположенных в зонах речи. На фоне развития указательного жеста появились первые звукосочетания, обозначающие предмет. Таким образом, указательный жест и жесты действия играли вспомогательную роль в происхождении речи. Изобразительные жесты развивались уже параллельно с развитием речи как самостоятельная форма общения. Первичные слова, как и акустические сигналы до них, развиваются в комплексах с другими формами коммуникации. Но теперь слова выделяются в комплексах и несут самостоятельную информацию. Вероятно, в это время и начинается процесс разделения системы коммуникации на вербальную (словесную) и невербальную.

По одной из версий причиной перехода смысловой нагрузки от жестов к словам была значительная затрата энергии при жестикуляции. Кроме того, в отличие от жестов и мимики звуки меньше связаны с инстинктивной регуляцией, и вариаций их гораздо больше. У человека также развивалось образное мышление и необходимость передачи все более сложной информации. Невербальных средств для этого уже не хватало.

Развитию человеческого мышления и высшей нервной деятельности способствовала трудовая деятельность. Прежде чем получить готовое орудие, вначале нужно было найти подходящий для этого материал (камень, палку) и верно оценить его технические качества. Затем материал обработать и окончательно отделать. Человек уже не только реагировал на конкретные раздражители (условные сигналы), но и учился обобщать — появлялись различные абстрактные понятия (причинности, времени, пространства). В процессе труда возникала все большая необходимость объяснить что-нибудь друг другу, но не возгласами, жестами и словами-наименованиями, а словами-понятиями. Трудовая деятельность также способствовала совершенствованию тонких движений пальцев рук, что, в свою очередь, повлияло на усложнение строения мозга и на большую выразительность жестов.

В 1985 году вышла книга российского лингвиста и семиотика Б. Якушина “Гипотезы о происхождении языка”. В ней ученый выдвинул пантомимическую гипотезу происхождения языка. Действительно, поскольку нет каких-либо канонов пантомимы, то она импровизируется, сочиняется “на ходу” в тех случаях, когда нет иного средства общения. Например, описывая свою первую встречу с папуасом на Новой Гвинее, Н. Миклухо-Маклай писал, что она представляла собой “беседу”, в ходе которой молодой папуас с помощью пантомимы “рассказал” русскому путешественнику, что, когда доставивший его корабль “Бигль” скроется за горизонтом и незнакомец останется один, воины соседних деревень придут к нему. Еще один довод в пользу гипотезы Якушина: по данным антропологов, первобытный человек не обладал подвижной нижней челюстью, следовательно, не мог производить членораздельных звуков. Грубость каменных орудий и строение кистей рук свидетельствовали о негибкости пальцев наших далеких предков, поэтому, как полагает ученый, первоначальным средством повествования была пантомима. До сих пор пантомиму можно наблюдать у всех коллективных живых существ: “танец” пчелы-разведчицы, когда она “рассказывает” остальным обитателям улья, в каком направлении относительно солнца следует лететь, чтобы взять нектар, сколько времени надо лететь и др., брачные танцы птиц, символические демонстрации силы вожака обезьяньего стада. А мы сами? Разве мы с помощью пантомимы не передразниваем своих родных и знакомых?

Еще в начале 30-х годов XX века академик Л. Орбели писал, что сигнализация высших животных (обезьян) не укладывается в теорию о двух сигнальных системах: явно разумные действия обезьян выходят далеко за пределы наследуемых инстинктов и безусловно-условных рефлексов (реакций на раздражители); но поскольку обезьяны не имеют второй сигнальной системы (речи), то существует какая-то третья, “промежуточная” сигнальная система. В 70-х годах появились работы, поддерживающие и развивающие теорию Орбели. На Псковщине профессор Л. Фирсов организовал знаменитый “обезьяний остров”, где наблюдал и экспериментировал над поведением шимпанзе в естественных условиях. Он доказал, что приматы этого вида способны к самообучению и обучению, опираются на протопонятия относительно окружающей их реальности, выражают свое “мнение” и регулируют поведение в стаде с помощью жестов, мимики и эмоциональных звуков.

Протопонятие — это обобщение по части признаков какой-либо вещи (в отличие от понятия — результата обобщения по наиболее существенным признакам). Обезьяна, например, может догадаться после удачного раскалывания ореха, что данным камнем и подобными камнями можно и впредь раскалывать кость или орех, чтобы достать съедобную часть. Другие обезьяны, наблюдая за действиями первой, могут понять их конечный смысл (в рамках тех же биологических потребностей) и повторить их. Поэтому, не владея понятием о камне и понятием о действиях и их последствиях во всей полноте, приматы уже владеют протопонятиями. Они могут “назвать” данный камень, находящийся на виду, но не словом, а жестом и эмоциональным звуком.

Обезьяны прекрасно понимают друг друга, а могут ли они понять человека или человек их? В 1969 году был проведен сенсационный эксперимент. Проанализировав неоднократные и бесплодные попытки психологов научить человекообразных обезьян говорить, американские ученые из Невадского университета, супруги Гарднер, научили молодую самку шимпанзе Уошо жестовому языку, основанному на системе североамериканских глухонемых (АМСЛЕЙ). Поскольку язык тела является неотъемлемым элементом поведения животных, а руки обезьян еще и отличаются особенной ловкостью, то, общаясь с учеными, обезьяна довольно быстро усвоила знаки этой системы. Было получено доказательство древности языка тела и его первичности по отношению к разговорному языку.

В доме Гарднеров обезьяне была предоставлена полная свобода, масса игрушек и мягкое обращение; но общались с ней только на языке жестов. Уошо, как и подобает шимпанзе, чрезвычайно быстро стала подражать жестам ее новых друзей, однако лишь после долгих месяцев терпеливой работы она стала добровольно использовать жесты в нужном контексте.

За выразительное использование каждого жеста Уошо вознаграждали почесыванием. Если же ее заставляли слишком много работать, она выказывала свой протест, убегая от учителя или в раздражении колотя его по руке. Через два года Уошо знала уже тридцать знаков-жестов: “больше” или “еще” (вытягивала кончики пальцев над головой), “спешить” (трясла раскрытой кистью руки), “удовольствие” (прикладывала ладонь к груди), “собака” и др. Кстати, однажды она даже использовала знак “собака”, не видя той, а лишь услышав лай. Глядя на плавающую утку, Уошо показывала на пальцах два знака: “птица” и “вода”.

Кроме того, Уошо изобрела ряд простых предложений, типа “идти сладкое”, когда хотела, чтобы ее отнесли к кусту малины. Особенно удивительно, что обезьяна освоила и с удовольствием пользовалась такими словами, как “пожалуйста”, “извините”, например: “Еще, пожалуйста, фрукты”. Поскольку словарный запас Уошо возрос до 175 слов-жестов, с ней можно было вести беседы, правда, темы для разговора с учеными Уошо выбирала сама. Обычно это были какие-нибудь конкретные просьбы: вывести погулять, дать вкусную еду. Но однажды она высказала необычную просьбу, увидев низко летящий самолет: “Покатай, пожалуйста, меня на этом!”

Потом мир узнал о гениальной молодой горилле Коко, беседующей со своей учительницей Ф. Патерсон. Горилла оказалась по сравнению с шимпанзе еще более способной ученицей. Она усвоила около тысячи знаков-жестов. Горилла сама отвечала, что у нее болит, проявляла сострадание (жалела лошадь с уздечкой во рту: “Лошадь печальна”.— “Почему?” — “Зубы”), узнавала лица знакомых людей по фотографиям и правильно их называла соответствующими словами-знаками, комментировала показанные фотографии (увидев на фотографии вырывающуюся из ванной гориллу, вспомнила, что и сама не любит купаться: “Там я плачу”), могла возмущаться и ругаться (когда ее отругали за разорванную не ею куклу, ответила воспитательнице: “Ты — грязный, плохой туалет”), выражала просьбы (долго выпрашивала у Патерсон маленького белого котенка, которого и получила однажды, совершенно счастливая, в день своего рождения).

Проводились и другие эксперименты. И, пожалуй, самое важное в них, что обезьяны стали передавать приобретенные знания потомству. Детеныш шимпанзе Лули к пяти годам без какой-либо помощи человека научился бегло общаться со своими родителями на языке глухонемых.

Часть лингвистов и специалистов по проблемам семиотики критикует зоопсихологов за то, что те не видят разницы между полноценным человеческим языком и коммуникативными системами, доступными обезьянам. Их критика основана на том, что обезьяны дрессируются, а не обучаются, что они допускают много “речевых” ошибок, что в их языке нет подлинного синтаксиса, например ярко выраженного подлежащего или дополнения. Интерпретация “диалогов” человек—обезьяна производится людьми, которые не знают, как “все это” интерпретируют для себя обезьяны, да и сами они до конца не постигают значений тех знаков-жестов, которым их обучают.

Некоторые даже подозревают зоопсихологов в мошенничестве, вспоминая знаменитого Умного Ганса — жеребца из цирка начала прошлого века, который был прекрасно выдрессирован и замечал едва заметные сигналы дрессировщика, согласно которым и производил арифметический (безошибочный) счет и иные действия, казавшиеся вполне разумными и человеческими.

Однако критики совершенно забывают, что никто из зоопсихологов никогда и не настаивал на том, что, общаясь на предложенном человеком языке жестов, обезьяны вкладывают в знаки этого языка точно те же значения, что и люди, и оперируют человеческими понятиями в полном их объеме. Мошенничество тоже исключается. Опыты с обезьянами проводились многократно, фиксировались на многих десятках километров кинопленки, в общении с обезьянами участвовали не только экспериментаторы, но и другие люди (правда, обезьяны “беседовали” лишь со знакомыми людьми, с теми, кому доверяли). “Речевые” ошибки были, но не в таком большом количестве, и зависели от срока обучения (новичок, естественно, больше ошибается); от значимости для животного той вещи, которую оно называло (банан — это понятно и близко, а кукла, коробка, машина — нет); от субъективных отношений между обезьяной и конкретным человеком (люди ведь тоже с кем-то любят общаться, а с кем-то нет); наконец, от сложности и эффективности самой методики обучения (сложность заданий, многозначность слов и ситуаций и человека-то могут поставить в тупик, что уж говорить о животном). Прекрасно усваивались обезьянами слова-жесты, имеющие прямую связь с их биологическими потребностями, здесь к концу сроков обучения ошибки составляли не более 10 процентов (кстати, допустимый процент среди обучающихся иностранному языку людей).

И еще, нельзя судить животных по тем критериям, что мы предъявляем к взрослым людям, или приписывать животным такой уровень ума, которым они не обладают. Если же сравнить результаты обучения обезьян с таковыми при обучении коммуникации ребенка 3—4 лет, то достигнутые зоопсихологами результаты следует считать превосходными. Да и человеческие дети, разве они не подвергаются дрессуре? Едва появившись на свет, ребенок сразу же попадает в систему воспитания, от которой он освободиться не может: его кормят, поят, одевают только тогда, когда считают нужным родители, а не он сам. Затем, по мере взросления, количество регламентаций, систем наказаний за нарушения, поощрений за послушание, которые ограничивают его в пространстве, времени, в способах передвижения и выражения отношений к окружающим предметам и людям, только возрастает. Если же откинуть эту “социализацию ребенка”, то условно-рефлекторный механизм, действующий в психике ребенка от момента рождения до 2—3 лет в качестве единственного регулятора его поведения, практически не отличается от того же самого механизма дрессировки по системе Дурова, где, кстати, нет болевых наказаний.

Любопытен и такой факт. В Индии, Бирме, в Африке обезьяны, наблюдая за местными жителями и за иностранными туристами, уловили связь между едой (фруктами главным образом) и монетами. Они начали выпрашивать монеты у людей, затем относили их на базары и получали взамен те фрукты, которые требовали. Ясно, что здесь нет и тени специальной дрессуры, а, напротив, налицо самообучение сложным опосредованным действиям, где монета служит знаком еды: иначе бы обезьяны не выпрашивали несъедобные монеты.

В связи с проводившимися экспериментами закономерен вопрос: почему в качестве системы общения с обезьянами был выбран жестовый язык глухонемых? И что общего между первобытным языком тела и искусственной системой жестов? Собака для обозначения чувства голода переворачивается на спину, притворяясь мертвой, либо усаживается перед хозяином, изображая взглядом просьбу “дай поесть”. Животное не может говорить, поэтому говорит его тело. Другое дело, что в повседневной суете человеку некогда обращать внимание ни на животных, ни на их “язык”. Если же человек лишается слуха, то, будучи отрезанным от мира звуков, он становится более восприимчивым к миру жестов и движений.

Чтобы убедиться в этом, доктор Н. Каган из Мичиганского университета провел исследование среди глухих. Им показывали фильмы о мужчинах и женщинах в различных ситуациях, после чего просили описать эмоциональное состояние героев фильма и ключевые жесты языка тела, используемые теми для передачи их душевного состояния (чтение по губам было исключено). Выяснилось, что для выражения своего эмоционального состояния человек в той или иной степени пользуется практически всеми частями тела.

Глухие поняли напряженный пристальный взгляд, наморщенный лоб и опущенные глаза как задумчивость. Безостановочные движения рук, игру с кольцом, непрерывное хождение в процессе разговора — как признаки нервозности, замешательства и беспокойства. Сидение с откинутой или склоненной набок головой плюс игру пальцами — как выражение скуки. “Потерянные” глаза — как признак вины. Чрезмерно резкие телодвижения связали с крушением планов, а постепенно затухающие — с депрессией. И хотя опрашиваемые люди были неспособны воспринимать речь, их толкования телодвижений оказались верными.

Получается, что язык тела достаточно эффективное средство общения, если мы наделены способностью понимать его, если обладаем повышенной восприимчивостью к мельчайшим нюансам движений и жестов. Однако это требует сверхчувствительности, свойственной глухим. Большинство же слышащих людей “глухи” к невербальному языку, неспособны уловить общий контекст сцены исключительно через посредство языка тела. Это очередное доказательство древности языка тела и его первичности по отношению к разговорному языку.

Еще одна примитивная и общая форма коммуникации (наряду со зрительной) — осязательное восприятие, прикосновения. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с прикосновений матери, ее ласк и поцелуев, с ощущения во рту ее соска, теплоты и надежности ее рук. Маленький ребенок нежно прижимается к тому из близких, кто берет его на руки, инстинктивно отталкивается и вырывается от пожелавшего приласкать его незнакомца — этим малыш сигнализирует окружающим о своем отношении к ним. Интерес и симпатию к своим сверстникам малыш выражает поглаживанием или мягким касанием; рассердившись, может толкнуть, ударить. В подростковом возрасте будет исследование собственного тела посредством прикосновений к нему, затем любовные прикосновения, взаимное исследование тел со своим партнером по любви. Это самые очевидные примеры осязательного общения.

В “цивилизованном” обществе прикосновение к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений, поэтому как элемент общения встречается довольно редко, зато и говорит о многом. Прикосновением выражается доброжелательность, ласка, сочувствие, агрессивность, внимание, то есть прикосновением усиливается контакт, делается акцент на его эмоциональной, личностной стороне. Если нищий, прося милостыню у прохожих, будет при этом дотрагиваться до их руки, то ему подадут гораздо больше. Такое прикосновение прохожие расценивают как личное обращение, личную просьбу. Если, утешая близкого человека словами, не коснуться его при этом, то утешение будет воспринято как формальное.

В каждой национальной культуре у прикосновений разное значение. Например, если понаблюдать в течение часа в ресторане за французской парой, то можно насчитать в среднем около ста прикосновений друг к другу, у американской пары — около десятка, у английской — ни одного. В Африке и на Ближнем Востоке прикосновение
Категория: Новости | Просмотров: 10764 | Добавил: postrove | Рейтинг: 3.5/48
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Друзья сайта

  • Животные комиксы спортивный защищены.
  • Покрытия круговорот dhtml-меню.
  • объединенных человека отделение ювелирные хрусталь.
  • шрифтов: adrianna мероприятиях.
  • Olchanowskiego драматическом искусство партнер: социальные.